«Безопасный город» в Казахстане — краткий исторический обзор

Опубликовано в Отчеты

Сегодня в Казахстане никто не станет подвергать сомнению тот факт, что системы видеонаблюдения в состоянии качественно изменить ситуацию в общественной безопасности. Зарубежный и, к сожалению, собственный опыт свидетельствуют о том, что без правильно спроектированных комплексов и профессионально подготовленного персонала невозможно обеспечить правопорядок — основу всей безопасности в городе. Развитие казахстанских муниципальных систем видеонаблюдения происходит главным образом в этом направлении, плюс контроль за участниками дорожного движения. Здесь видеофиксация нарушений ПДД также качественно меняет положение, избавляя общество от коррупции и пристрастности. В целом в Казахстане муниципальные системы видеоконтроля создаются в рамках программ «Безопасный город» и имеют свои особенности. Для того чтобы лучше их понять, целесообразно проследить путь их развития с самого начала и оценить все факторы, повлиявшие на него.

Текст: Олег Лукманов

С чего все начиналось...

gorod-01Начнем с названия, а вернее, с путаницы в нем. Проблема в том, что в Казахстане термин «Безопасный город» не новый, но очень популярный, и каждое ведомство вкладывает в него свой смысл, случается и так, что даже внутри одной организации имеется несколько разных по сути «Безопасных городов». К примеру, дорожная полиция проводит под таким названием отдельные мероприятия на дорогах, ловит нарушителей, а с другой стороны — реформирует свою работу в рамках одноименной муниципальной программы.

Другие силовые структуры также периодически проводят операции «Безопасный город», изымая оружие, наркотики или выявляя незаконных мигрантов — в общем, каждый действует по своему профилю. Учтем, что свой «Безопасный город» начинается первого сентября у учителей и школьников, и наконец-то завершим программами внедрения систем видеонаблюдения под названиями «Безопасный город», «Безопасный двор» и т.д.

Ко всему надо добавить еще и изменения во времени, так как в конце девяностых–начале двухтысячных годов под термином «безопасность в городе» казахстанцы чаще понимали безопасность на дорогах, а другая, более широкая трактовка появилась почти через десять лет.

Такое увлечение, даже больше — мода на современный термин объясняется просто: Правительство РК пока не разработало единой и всеобъемлющей концепции «Безопасный город», название «свободно», поэтому им все пользуются. Но если она появится, все остальное сразу будет называться по-другому. Мы же в этой статье поговорим о «Безопасном городе» как о муниципальных программах видеонаблюдения.

Первый этап. Истоки

Если проанализировать сообщения казахстанских СМИ, то можно сделать вывод, что первые gorod-02решения о видеонаблюдении в городах принимаются только в 2006-2007 годах. Однако такой вывод будет ошибочным, поскольку видеокамеры на улицах государство уже устанавливало раньше для контроля при перемещении охраняемых лиц. Напомним, что к 2006 году за дорожным движением в столице Казахстана уже наблюдали 14 диспетчеров МВД с помощью 131 камеры видеонаблюдения. В более скромных масштабах аналогичные меры применялись и в других городах.

Что касается периода 2006-2007 годов, то в это время приходит понимание необходимости более широкого применения видеоконтроля, происходит переоценка его роли в общественной безопасности. Например, в городе Алматы в это время начинает создаваться автоматизированная информационная система «Безопасный город» для борьбы с преступностью, оздоровления обстановки на улицах, обеспечения сохранности имущества, улучшения работы коммунальных служб и уменьшения последствий техногенных и природных ЧС.

Программа рассчитана на два года, планируется применить самые современные информационные технологии и программно-технические средства, поэтому удивляют объемы финансирования — примерно 25 тыс. долларов (!). Это больше похоже на декларацию намерений, чем на реальное желание изменить ситуацию, но для первого пробного шага, видимо, этого было достаточно.


Отметим, что власти Алматы сразу включают видеонаблюдение в список средств, направленных на защиту населения в случае ЧС, тогда как в других крупных городах оно рассматривается как вспомогательное средство охраны правопорядка. Например, в Шымкенте в 2006 году был заключен контракт с компанией «DOUBLE CONTACT TRADING LTD» (Израиль) на установку системы видеонаблюдения. Цель — визуальный контроль транспортных потоков на трассах спецсопровождения и оживленных перекрестках города. Аналогичные проекты реализуются в Караганде, Атырау, Уральске. В последнем с 2008 года начинает работать программа «Безопасный двор» с передачей изображения с камер в опорные пункты участковых.

Подчеркнем два важных момента: в период 2006-2009 годов массовой установки видеокамер не происходит, городские власти тратят на эти цели суммы в пределах нескольких десятков тысяч долларов, все проекты реализуются в рамках городских структур ДВД, МЧС РК в них не участвует и не привлекается к работе.

Важная особенность

gorod-03Выше отмечено, что в Казахстане с самого начала уличные системы видеонаблюдения находились в распоряжении полиции. То же самое можно с уверенностью сказать и о сегодняшних днях, положение не изменилось. Этому способствовал один очень важный фактор. В городских департаментах внутренних дел (ДВД) первыми появились высокотехнологичные Центры оперативного управления (ЦОУ).

Начало этому было положено еще в 1998 году, когда МВД обратилось в Правительство РК с проектом технического перевооружения. Правительство его одобрило, и в качестве ответа появилось Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 ноября 1998 г. №1196 «Вопросы технического перевооружения и информационного обеспечения служебной деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан». Далее в соответствии с ним в Астане и Алматы создаются первые пилотные ЦОУ.

Говоря сегодняшним языком, МВД получило первые городские ведомственные ситуационные центры, тогда как МЧС в ту пору не могло похвастаться чем-нибудь подобным. В дальнейшем нововведение отлично проявило себя на практике, и в 2002 году Постановление Правительства Республики Казахстан №1430 зафиксировало положительный опыт. В частности, в нем отмечено, что «ввод в эксплуатацию центров оперативного управления (ЦОУ) в городах Астана и Алматы подтвердил эффективность создания информационных систем ... использования современных достижений в области информационных технологий, связи и телекоммуникаций. В рамках Программы предполагается построение ЦОУ в городах Усть-Каменогорске и Костанае».

После этого буквально в течение нескольких лет во всех крупных городах были введены в эксплуатацию современные центры оперативного управления. Работа велась без привлечения иностранных компаний, 14 из восемнадцати объектов были разработаны и смонтированы казахстанской компанией ТОО Азия-Софт. Конечно, все уже имеющиеся средства видеоконтроля были подключены к новым центрам. Поэтому совершенно естественно, что дальнейшее развитие видеонаблюдения происходит также в рамках этого ведомства. Ведь у него уже имеются опыт применения и техническая база, отлажена подготовка персонала. Разумеется, что, разрабатывая новые комплексы, МВД в первую очередь старается решить свои профессиональные задачи.

Второй этап. Быстрый рост

Как уже говорилось выше, в период с 2006 по 2009 год включительно города Казахстана не gorod-04спеша осваивали применение новой техники и заметных средств на внедрение видеоконтроля в бюджеты не закладывали. Видеокамеры устанавливались в основном по программам повышения безопасности на дорогах и борьбы с нарушителями ПДД.

Затем в течение года ситуация начинает резко меняться. Администрации (акиматы) Алматы, Астаны, Караганды и других областных центров начинают тратить на эти цели не редкие десятки тысяч, а многие сотни тысяч долларов. Так, областной бюджет Караганды в 2010 году выделяет на эти цели 109 млн тенге (около 700 тыс. долларов), и к концу года в городе работает 268 камер видеонаблюдения. С улиц Астаны к этому времени уже 313 камер передают информацию в оперативные центры управления. К началу 2011 года выделяется 1,5 млн долларов на видеокамеры для школ, больниц, детских садов, к концу года они везде установлены и работают, а за улицами столицы следят уже 649 видеокамер.

Схожая ситуация наблюдается в Алматы. Здесь к 2012 году работает уже почти 2500 камер, они установлены во всех школах, больницах, детских садах, передают информацию с перекрестков, вокзалов и других общественных мест. По словам начальника управления технической службы ДВД Алматы Ольги Агафоновой, в системе «используются двухмегапиксельные видеокамеры и обзорные камеры — аналоговые 600 ТВ-линий», что гарантирует высокое качество изображения.

Третий этап. Современность

gorod-05В целом в 2011-2012 годах происходит практически десятикратное (!) по сравнению с 2008 годом увеличение расходов на эти цели в областных городах Казахстана. Так, в Атырау введены в эксплуатацию новейший ЦОУ и 600 камер уличного слежения, растет число камер наблюдения на улицах Павлодара, Актау, Семипалатинска, и даже небольшой Костанай (около 300 тысяч жителей) тратит более 600 тысяч долларов и подключает к ЦОУ и опорным пунктам ДВД десятки видеокамер по программе «Безопасный двор».

Причин неожиданного роста несколько, к ним можно отнести проблемы увеличения автопарка и стремление изменить ситуацию на дорогах, а также общее желание повысить уровень безопасности на улицах. Но более всего сказалась новая — террористическая угроза. Именно в 2011 году в Казахстане было несколько громких удавшихся и провалившихся попыток террористических актов, а весь мировой опыт показывает, что без современных комплексов видеонаблюдения противостоять такой угрозе невозможно.

Согласитесь, трудно представить ситуацию в Европе, при которой один радикальный исламист захватывает машину, едет на ней грабить оружейный магазин, затем убивает во время погони двух полицейских, после этого приезжает к Управлению национальной безопасности. Здесь он стреляет в здание из гранатомета и только после этого подрывает себя гранатой (и не только себя). Очевидно, что если бы полиция видела все эволюции террориста, то она быстро нашла бы способ блокировать его или уничтожить. Но на перекрестках южноказахстанского Тараза она его не могла видеть, и враг не получил организованного отпора. Поэтому, скорее всего, реальность и высокая вероятность новой угрозы обусловила быстрое оснащение видеокамерами улиц городов, зданий школ, больниц, детских садов и других бюджетных учреждений.

Финансирование проектов осуществлялось из городских бюджетов, хотя были попытки и другого характера — Петропавловск, 2009 год. Здесь, «учитывая дефицит финансовых средств местного бюджета», ДВД просил руководство Северо-Казахстанской области и города Петропавловска «оказать содействие в приобретении и подключении камер внешнего наблюдения к ЦОУ на вновь строящихся объектах, крупных рынках, в супермаркетах и т.п. за счет средств строительных компаний и собственников указанных объектов». Остается только добавить, что после первых терактов на юге деньги в бюджете нашлись быстро.

Главный итог — сложившаяся структура муниципальных систем видеонаблюдения. В Казахстане были расширены его функции, в них теперь входят не только спецсопровождение охраняемых лиц и фиксация нарушений ПДД, но и отслеживание ситуации в школах, больницах, общественных местах.

В то же время не получили развития городские системы видеоконтроля других ведомств: пожарной и санитарной служб, МЧС и т.д. Также не было попыток создать интегрированные ситуационные центры, которые могли бы эффективно использовать данные камер наблюдения в различных кризисных ситуациях.

Журнал «Ruбеж» #1 апрель 2013 г.
Главный редактор
Михаил Динеев
Издатель и учредитель
ООО «Компания Р-Медиа»
Адрес редакции:
119270, г. Москва, Фрунзенская набережная, д. 50, пом. IIIа, комн.1
Тел./ф.: +7 (495) 539-30-15, +7 (495) 539-30-22
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Сайт: www.ru-bezh.ru

Со-организатор и Генеральный партнер

egida

Партнер регистрации

dahua iss logo

Генеральный информационный партнер

securitymedia logo